Книги про куренівську трагедію в електронному вигляді.Фотографії, карти, зображення, що стосуються куренівської трагедіїПроекти щодо Бабиного Яру.Думки ідеї, відгуки, пропозиції - на цьому форумі.

Публікації про куренівську трагедію в електронному вигляді.

Аварийный шлюз ДнепроГЭСа представляет угрозу не только Запорожью, но и атомной станции в Энергодаре. 

Юрий ГАЕВ, Игорь ОСИПЧУК, “ФАКТЫ”

За последние несколько месяцев нам уже в третий раз приходится писать о безопасности шлюзов днепровских плотин. В августе мы сделали достоянием общественности то, о чем говорили лишь в узком кругу специалистов: ворота шлюза Киевской ГЭС находятся в столь удручающем состоянии, что могут запросто рухнуть от... волны любого проходящего через них судна. После нашем публикации шлюз решили закрыть, а правительство своим постановлением выделило деньги на ремонт не только киевского, но и днепродзержинского и запорожского шлюзов. Однако на минувшей неделе заместитель министра транспорта Леонид Костюченко заявил об опасном состоянии всех шлюзов на Днепре, особенно запорожского: “Если срочно его не отремонтировать, последствия могут быть непредсказуемыми”.

Заграждения на запорожском шлюзе могут рухнуть в любой момент

— После закрытия киевского шлюза самым опасным действительно стал запорожский. — комментирует заместитель начальника -Укрводпути” Александр Пересуиько. — С наступлением зимы угроза аварии на нем еще более возросла — со шлюза сняты ворота, а вместо них с 1992 года стоят так называемые шандорные заграждения Их расчетный срок службы без ремонта составляет лишь 3—4 месяца, но они беспрерывно сдерживают натиск воды уже целых шесть с половиной лет! Понятно, что эти заграждения могут рухнуть в любой момент.

— На вычисление максимально допустимых нагрузок на заграждения нет средств. — говорит начальник Запорожского района гидротехнических сооружений Виктор Алексееико — Визуальный контроль в такой ситуации бесполезен — шандор может разрушиться мгновенно. А изготовлены шандоры еще 65 лет назад

Если произойдет прорыв, вода с огромной силой устремится в “пробоину” длиной 18. глубиной 5 метров Закрыть ее нечем, поэтому авария будет развиваться, пока не стечет 5 метров уровня водохранилища. а это — миллионы кубометров воды Пострадают историческая часть Запорожья, многие предприятия (в том числе весьма опасные), села. заповедные острова, и что особенно угрожающе — Запорожская АЭС в Энергодаре. Из-за подъема грунтовых вод она уже подтоплена, и новый удар сделает ее фундаменты еще менее устойчивыми.

Шлюз эксплуатируется с 1933 года. В начале 80-х на Днеп-роГЭСе построили еще один что позволило поставить старый на капитальный ремонт. Вновь пустить суда через шлюз-ветеран планировали в 1996 году, но средств хватило лишь на то, чтобы демонтировать примерно четверть оборудования и изготовить новые ворота. — те. что уже 5 лет ржавеют на берегу, ибо нечем оплатить их установку

Спасая Киев, “насолили” белорусам

— Мы полтора года “пробивали” постановление Кабинета министров о выделении средств на завершение этого ремонта (2.5 млн. гривен) и восстановление находящихся в наиболее удручающем состоянии киевского и днепродзержинского шлюзов (830 тыс. грн.). — продолжает г-н Пересунько. — После публикации в “ФАКТАХ” постановление таки было подписано, но минуло уже 5 месяцев, а деньги так и не начали поступать Из названных трех шлюзов только киевский уже не несет угрозы, поскольку закрыт. Но с его ремонтом затягивать нельзя Ведь отрезанным от -большой земли” оказался ряд населенных пунктов. стала невозможна доставка грузов в чернобыльскую зону водным путем. Мы даже не смогли на этот раз пропустить туда ледокол, а он необходим, чтобы уменьшить негативные последствия паводка в зоне. Не приведи Бог последний окажется сильным — тогда воды затопят значительные площади поймы и смоют в Припять радионуклиды Помешать этому будет уже нельзя К тому же. мы перекрыли выход Белоруссии к Черному морю. а это противоречит межгосударственному соглашению Замечу, что шлюз мы сможем открыть только через 5—6 месяцев после начала финансирования На его ремонт придется истратить все 830 тысяч гривен, и на восстановление днепродзержинского денег уже не останется. Дело в том. что постановление правительства о выделении средств готовилось почти два года назад, за это время объемы ремонтных работ значительно возросли, да и цены на материалы тоже.

Таким образом на днепродзер-жинсхом шлюзе может на неопределенный срок сохраниться угроза аварии, устранение последствий которой обойдется в огромную сумму Там реальна опасность что рухнет высотное здание, на последнем этаже которого расположен пульт управления шлюзом. Это строение пришло в негодность из-за вибрации от проходящих поездов — железнодорожная ветка проложена в нескольких десятках метров. Если случится ЧП, шлюз придется закрыть, и судоходство по Днепру резко сократится Напомню, что на плотине Днепро-дзержинском ГЭС уже произошла серьезная авария — минувшей зимой здесь сорвало затвор сброса воды К счастью, удалось удачно опустить резервный, и последствия оказались минимальными. А вот 150-тонный затвор так отшвырнуло потоком, что отыскать его смогли только летом на внушительном расстоянии от плотины.

Через год все шлюзы Днепра придется закрыть?

— Замечу, что ремонтные работы на всех шлюзах каскада днепровских плотин прекратились три года назад Если такое положение дел сохранится, то. я уверен, к концу будущего года ворота днепродзержинского. каховского и каневского шлюзов окажутся в столь же удручающем состоянии. как ныне киевского. — заключает г-н Пересунько — Что. закрыть и эти шлюзы? Но это опять же будет означать прекращение судоходства. точнее, суда смогут ходить только между плотинами. Ведь на всех днепровских, кроме запорожской, лишь по одному шлюзу Убытки окажутся колоссальными.

Интересно, что. несмотря на столь сложное экономическое положение. до сих пор не взимается плата за пользование шлюзами. Из-за этого “Укрводпуть” попал в анекдотическую ситуацию: материальные претензии к нему предъявляют его клиенты. Последние поначалу платили за проход через шлюзы, но когда узнали, что делать это не обязательно, потребовали... вернуть деньги. Теперь. впрочем, готовится решение о введении платы. Но расценки будут таковы, что и 10% расходов не покроют, а судовладельцы просто не смогут платить больше, считают в "Укрводпути” В этом государственном предприятии существует план. как самим зарабатывать 70—75% средств на свои расходы для этого нужно возобновить контроль над платой за проход судов через искусственные каналы. Но этим планам, похоже, не сбыться: каналы — лакомый кусочек, и они с чьего-то согласия оказались в руках коммерческих структур....


"Facty i kommentarii ". 2000.


пишіть.